Завершился первый этап Международной поисково-исторической подводной экспедиции группы RuDIVE на судне «Картеш».

Шестого августа завершился первый этап Международной поисково-исторической подводной экспедиции группы RuDIVE на судне «Картеш». Этап прошел на Баренцевом море и был посвящен поиску затонувшего американского транспортного судна времен Второй мировой войны.

General Climate спонсор подводной экспедиции вокруг Европы

В рамках проведенной программы выполнены следующие задачи:


  1. Обнаружено и обследовано затонувшее транспортное судно типа «Либерти», лежащее примерно в полумиле западнее острова Кильдин на глубине 60 метров. Проведена видеосъемка данного судна.
  2. Выполнены тренировочные погружения на тримиксе в Долгой губе.
  3. Испытано использование мокрых неопреновых костюмов «охотничьего» типа в качестве утеплителей под сухие гидрокоcтюмы.


Подробнее о выполненных задачах:

«Либерти». Первого августа в 5 утра судно «Картеш» вышло из Териберки (около 100 км к востоку от Мурманска). Первый день экспедиции прошел в подготовке оборудования и в тренировочных погружениях в Долгой губе. Ночью был совершен переход из Долгой губы к острову Кильдин. Команда экспедиции приступила к поиску затонувшего судна в месте его наиболее вероятного нахождения согласно архивным данным и морским картам. Около 6:30 утра на экране эхолота появился сигнал, весьма похожий на контур затонувшего судна. Спокойная погода благоприятствовала экспедиционерам и примерно за полчаса времени была сделана серия проходов «Картеша» над предполагаемым затонувшем судном.
На глубине около 60 метров на экране эхолота отчетливо отображался объект длиной около 120 метров и шириной около 20, поднимающийся над грунтом на 10-20 метров. В нашем предыдущем опыте был случай, когда мы обнаружили подводную скалу, которая по своей форме и размерам абсолютно соответствовала искомому затонувшему судну и располагалась именно там, где по архивным данным должно было располагаться затонувшее судно. Поэтому, несмотря на высокое сходство картинки на эхолте с формой и размерами большого транспортного судна, некоторые сомнения, что в этот раз мы нашли именно то, что искали — американский пароход времен Второй мировой войны, у нас оставались. Пометив обнаруженный объект двумя буями, мы отошли к острову Кильдин, встали на якорь и начали готовиться к погружению.

Задача первого погружения описывалась очень просто: опуститься на объект, убедиться, что это судно (или же в обратном), надежно закрепить спусковой линь за прочную конструкцию судна, провести первое обследование судна, чтобы сориентироваться на нем для планирования следующих погружений, зафиксировать увиденное на видеопленку, выполнить безопасное всплытие с соблюдением необходимого декомпрессионного режима. Для погружения было выбрано время наименьшего течения в соответствии с таблицами приливов-отливов.

Первое погружение совершали: Михаил Щеголевский, Вадим Шестаченко и Михаил Сафонов. Видимость по горизонтали достигала 20 метров. Температура воды была равномерной — 6-7 градусов по всей толще. С глубины 20 м мы отчетливо увидели вершину мачты, которая по достижению оказалась на глубине 36 метров. В этот момент все сомнения отпали окончательно — это огромный транспортный пароход! На вершине мачты сидел огромный камчатский краб. С вершины мачты отчетливо просматривался огромный корпус стального гиганта и зевы двух грузовых трюмов.

Обследование судна показало, что это транспорт типа «Либерти» — подобные пароходы были основными перевозчиками грузов союзников, доставляемых полярными конвоями в Советский Союз в годы Великой Отечественной войны — а наше первое погружение мы совершили в район мачты, расположенной между вторым и третьим (считая с носа) грузовыми трюмами. В первом погружении мы не уходили из области данных грузовых трюмов, обнаружили на палубе станины на железнодорожных колесах — это оказались станины паровозов — надежно закрепили спусковой линь к вершине мачты, и начали подъем. Максимальная глубина была 50 метров — по глубине главной палубы, время на дне составило 20 минут, время подъема — около 40 минут. Донной смесью был воздух, декомпрессинонной — нитрокс 60.

После данного погружения мы перешли обратно в Долгую губу, где два дня посвятили тренировочным тримиксным погружениям, после чего вернулись на судно и продолжили его обследование, совершив еще два погружения в течение двух дней. В этих погружениях к дайверам, погружающимся на «Либерти», присоединились Борис Шестопалов и Павел Руденко. За эти погружения мы обошли судно полностью и кратко осмотрели содержание трюмов.
Корпус парохода имеет очень сильные повреждения в двух местах, т.е., фактически разделен на три части. Эти разломы проходят по третьему и четвертому трюмам, таким образом разделяя корпус на три фрагмента: носовой, центральный (с ходовой рубкой) и кормовой. Нос «Либерти» стоит на ровном киле, средний и кормовой фрагменты — с сильным креном на правый борт. Три носовых орудия и кормовое находятся на своих основаниях, остальные мы не идентифицировали. Возможно — из-за временных ограничений. Судно сильно погружено в грунт.

Быстрый и поверхностный осмотр трюмов позволили опознать следующие грузы: два паровоза в сборе, паровозные станины с колесами, трактора, металлические балки, гильзы для снарядов. Название парохода обнаружить не удалось. Тип судна, без сомнения — «Либерти» (“Liberty”), американского производства. Все замеченные нами детали конструкций полностью соответствуют тому, что мы видим на прижизненных фотографиях однотипных судов «Либерти». После размещения в интернете первой информации о наших погружениях, на форуме, посвященному острову Кильдин, нам подсказали, что, скорее всего, имя обследованного нами транспорта — «Томас Дональдсон». Это судно было торпедировано 20 марта 1945 года немецкой подлодкой и затонуло в координатах очень близких тем, где располагается обследованный нами рэк.

К сожалению, быстрый поиск в Интернете не позволил нам найти прижизненные фотографии «Томаса Дональдсона», но мы надеемся получить более подробную информацию о перевозимом грузе на данном судне, чтобы можно было подтвердить имеющуюся на сегодня версию об имени судна. Каких-либо признаков того, что на пароходе уже были водолазы, мы не обнаружили, так же как пока не нашли об этом каких-либо упоминаний. Все участники экспедиции будут признательны за любую информацию, касающуюся истории данного судна, включая информацию о возможных погружениях на него, если таковые проводились, информацию о членах экипажа, возможных свидетелях потопления обнаруженного нами парохода, об их воспоминаниях.

В следующем году, ориентировочно — в июле — мы планируем продолжить обследование «Либерти», которое предварительно определили как «Томас Дональдсон», чтобы сделать более подробное обследование судна, качественную фото- и видеосъемку, возможно, найти название, которое на однотипных пароходах обычно нанесено на медной табличке на внешней стенке рубки рядом с входом в каюту капитана. Будем рады присоединению к экспедиции новых участников!

← Назад к списку новостей

Наши клиенты
Ваше имя
Номер телефона
E-Mail
ИНН партнера
Ваш вопрос:
При отправке заявки, вы принимаете условия пользовательского соглашения
При отправке заявки, вы принимаете условия пользовательского соглашения